Читательский потенциал Дальнего Востока в лице Владивостока был явлен на ЛиТР-2018 во всей красе. Аншлаги на сессиях топовых гостей фестиваля, горящие глаза молодых читателей, интересные и тонкие вопросы, горячие споры – все это стало еще одним доказательством того, что Первый международный фестиваль литературы Тихоокеанской России свою миссию в отношении читательской аудитории выполнил полностью.
Что касается формирования писательской среды, то здесь первый ЛиТР стал своеобразной точкой отсчета. По ощущениям того же Василия Авченко (сессия "Региональная литература. Право на жизнь!"), никакой особой структуры, если говорить о зауральской литературной жизни, нет.
"Книжных магазинов еще меньше [чем в Москве], приличных издательств вообще почти нет, по пальцам одной руки пересчитать можно. С писательством дело обстоит примерно так же. У нас все-таки центростремительная страна, много чего сосредоточено в столице, в центральной России, отчасти в городах-миллионниках. Мы здесь на краю находимся, и, если честно, особо радости от литературной ситуации я не испытываю. Кто этот Союз писателей? Я, правда, не знаю, чем они занимаются. Вроде есть какие-то люди, они собираются… Я не вхож в эти круги и не горю желанием. Не вижу смысла. У меня всё просто: я написал, отправил в московское издательство. Если московскому издательству текст понравился, оно издает книгу", — сказал Авченко.
Естественно, возникает вопрос, чем может быть интересен московскому издателю дальневосточный автор. На ЛиТРе по этому поводу высказывались разные мнения. Одни говорили, что брать можно местным колоритом (море, путины, первопроходцы, зовы предков, стрелы чжурчжэней и т.д.), другие возражали, что местный колорит (стрелы чжурчжэней, зовы предков, первопроходцы, путины, море и т.д.), наоборот, навяз на зубах и потому "не прокатывает".
Если согласиться с тем, что истина, как ей и положено, лежит где-то посередине, то можно предсказать наступление краткой эры, скажем, "приморского нуара", питательной средой для которого может стать период, охватывающий время существования дальневосточного "острова Крыма" — Владивостока 1917-1922 годов (красные разведчики и белые контрразведчики, агент Кремля Давид Бурлюк и его визави суперагент американской разведки Элеонора Прей, притоны Миллионки, где креп и мужал будущий голливудский идол Юл Бриннер и проч.).
А если всерьез, то будущее дальневосточной литературы наверняка станет темой большого разговора на ЛиТРе-2019. Иначе не получится. Время пришло. Да и Китай ждет (и это уже не шутка).